Анни Эрно в 2022 году дали Нобелевскую премию по литературе. Это как минимум значит, что она выражает что-то значимое (новую форму, образ, мысль, целое течение) в литературном движении последних лет. У неё ультракороткие романы, которые можно прочитать за один вечер. Я проглотила 3 – «Обыкновенную страсть», «Стыд» и «Женщину». Анни пишет о себе, про свой болезненный опыт. Её книги откликаются многим женщинам (и мужчинам) по всему миру: «Женщина» – об отношениях с матерью и переживаниях, связанных с ее болезнью Альцгеймера и смертью; «Обыкновенная страсть» – одержимость любовником; «Стыд» – о том, как на нас влияет детство и засевшие в сознании воспоминания, чувства и установки; ещё есть про отношения с отцом, аборт, развод. Это альманах жизни человека, каждая часть раскрывает образ француженки из второй половины XX века (Эрно родилась в 40м). Из ее романов убрана эмоциональность, излишняя описательность. Существительные и глаголы. Она часто пишет сразу же после пережитых событий, от этого странно читать описание похорон таким отстранённым языком фактов и перечислений. Но тем ближе история становится читателю. Раз она такое пережила и пишет без истерик, эмоций и душу не рвёт, значит и я переживу. Жизнь продолжается. Вместе с героями книг мы видим, а точнее чувствуем, осязаем, Францию разных лет. Послевоенную, в период, когда были запрещены аборты, в эпоху сексуальной революции, мы видим женщин из глубинки, жизнь которых не похожа на всеми любимую Францию из кинолент с Одри Хёпберн. Героиня читает историю в газете о том, что некий ребёнок подавился круассаном и умер. Наверное, это единственное упоминание круассана в книгах Эрно. Я бы сравнила ее по темам с Людмилой Улицкой и Элис Манро, но все же метод другой. Чтобы комфортно зайти в неизвестное море авторских текстов и не бросить на полуслове, наверное, нужно читать сначала самые знаковые вещи. Начинайте с книг «Женщина», «Стыд», «Событие». «Годы» – немного другое, уже после всего, у меня на очереди.